Несладкий дым Отечества
Aug. 10th, 2010 11:22 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
У меня как бы нет никакого морального права говорить об этом - я там не была, я об этом только в интернете читаю, я (слава Богу!) не погорелец, не доброволец, не москвичка и даже не "гость столицы" в эти пахнущие жареным дни. Все, что я могу делать - это читать рассказы очевидцев и анализировать, а потом свидетельствовать (хоть таким опосредованным образом) своим детям и их друзьям, ведь надо же будет отвечать на их вопросы? Учебники истории переписываются при каждом новом Президенте и надежды на них нет, а мнение свое иметь нужно; не иметь своего мнения - значит проспать свою жизнь. И кроме того, кто не учит историю, обречен учить ее на собственной шкурке, а если таких наберется критическое большинство - то все мы "второгодники", сидим в одной лодке и учимся по энному кругу. Президентов, поди, вон каких навыбирали.
И ведь есть множество молодых людей лет 25-30ти, которые по каким-то причинам искренне полагают, что "свобода" и демократия" 90х - это источник всех нынешних бед стран бывшей Советской Империи. У меня сейчас соседка такая, ей 28, и я постоянно кусаю себя за локти, чтобы не затеять идеологический спор - трудно жить, когда за стенкой спит идейный враг. И в комментариях в ЖЖ то и дело вижу ее коллег.
А ведь было-то все наоборот - и причины, и следствия.
Сравните, например, эти два текста. No 1 - цитата из блоггера-пожарника-добровольца, несколько-дневной давности:
"Замечу только, что поразили две вещи:
1. Полное распи*дяйство, некомпетентности и трусость со стороны властей и лижущих им жопу.
2. Самоотверженность, профессионализм и хладнокровие рядовых пожарных. Я видел, как они там работают. Четко, слаженно, ни одного лишнего слова, ни одного лишнего движения. Все четко, отработано и молниеносно.
[после встречи с бежавшими из мест пожара погорельцами:]
И тут они мне такое рассказали……
Я даже не сразу сообразил включить камеру. Она лежала у меня между сидений объективом назад….
Весь смысл я понял, только когда в третий раз просматривал запись…..
Это ни показывать, ни рассказывать нельзя.
Иначе просто рушится все наше представление о всей нашей стране и людях в присосавшихся в ней к власти….
То, с чем мы все сталкивались до этого, то что мы слышали, от друзей, знакомых, источников приближенных и сведущих, об этом можно забыть.
Это так, снежная пыль на вершине айсберга….
Все нутро этих тварей становится видно, когда они начинают спасать свою шкуру…
Теперь я думаю, что делать с этой записью, как опубликовать, чтобы и себя не подставить и людей…..
Если не придумаю, сотру нахрен…."
И текст номер 2 - бурно обсуждавшиеся в канун майских праздников мемуары Николая Николаевича Никулина "Воспоминания о войне" (кто еще не читал - текст легко гуглится).
"На войне особенно отчетливо проявилась подлость большевистского строя. Как в мирное время проводились аресты и казни самых работящих, честных, интеллигентных, активных и разумных людей, так и на фронте происходило то же самое, но в еще более открытой, омерзительной форме.
Одному генералу, командовавшему корпусом на ленинградском фронте, сказали: «Генерал, нельзя атаковать эту высоту, мы лишь потеряем множество людей и не добьемся успеха». Он отвечал: «Подумаешь, люди! Люди — это пыль, вперед!» Этот генерал прожил долгую жизнь и умер в своей постели.
А после войны стали выпускать книги, в которых все передергивали, все оправдывали, совершенно забыв подлость, мерзость и головотяпство, составлявшие основу фронтовой жизни. Вместо того, чтобы честно разобраться в причинах недостатков, чему-то научиться, чтобы не повторять случившегося впредь, — все замазали и залакировали. Уроки, данные войной, таким образом, прошли впустую. Начнись новая война, не пойдет ли все по-старому? Развал, неразбериха, обычный русский бардак? И опять горы трупов!
Бедные, бедные русские мужики! Они оказались между жерновами исторической мельницы, между двумя геноцидами. С одной стороны их уничтожал Сталин, загоняя пулями в социализм, а теперь, в 1941-1945, Гитлер убивал мириады ни в чем не повинных людей. Так ковалась Победа, так уничтожалась русская нация, прежде всего душа ее. Смогут ли жить потомки тех кто остался? И вообще, что будет с Россией?"
Итак, все это уже было, в том же виде и в те же советские времена. Можно еще вспомнить Чернобыль, который тоже случился в "додемократические" времена - кто и как там умирал, и кто и за что получал льготы и правительственные награды, а главное - какая информация о безопасности была предоставлена населению. Собственно, ЧП и катастрофы во времена "демократические", паттерн поведения в них власти, большинства людей, именуемого "народом" и реальных героев, которым в силукармических причин выпало быть стрелочниками разгребать голыми руками все последствия - ничем не отличается от катастроф советских времен, а столь же закономерен и характерен.
Рыба у нас сгнила с головы гораздо раньше; когда произошел этот трагический для страны перелом в душах людей - я, честно говоря, не знаю, но что не за последние 19 лет - это точно. Но версии у меня есть.
Только не говорите, что спасать свою шкуры первым делом и жить по принципу "кому война, а кому и мать родна" было характерно во времена для всех народов. Было, но не всегда и не для всех, а уж чтобы сии принципы попали в ранг национальной политики - это вообще, наверное, только нам удалось.
Ведь были же 300 спартанцев и царь Леонид, который сам махал мечом в битве и умер вместе со своими солдатами. ОК, может, это давно было и все переврали, как обычно? Ну еще навскидку вспомнился "Титаник", не фильм с Ди Каприо, а реальная история - по статистике, среди погибших было 90% мужчин и 10% женщин, и капитана среди выживших тоже как-то не оказалось. Думаю, количество женщин среди пассажиров было все же существенно выше, чем 10%. Все это значит, что мужчины, начиная с капитана, добровольно и по общему молчаливому согласию уступили места в спасательных шлюпках женщинам и детям, а не стали любой ценой бороться за свое выживание (представляете такое сейчас, с пассажирами родом из нашего отечества, а?)
Где-то на каком-то этапе истории России произошло массовое гниение рыбы - естественный отбор стал работать наоборот, и во власть стали попадать преимущественно люди с идеологией, далекой от мыслей о благе общества, или же считавшие, что ради этого самого блага не грех сгноить некоторый процент населения, причем лучше тех, у кого есть что забрать.
И этот процесс на этой территории продолжается и до сих пор только набирает обороты.
Эпилог... из того же блоггера:
"Запись стер. После консультации с людьми, которые в теме.
Сама запись ни чего не даст. Нужны свидетельские показания, а где я сейчас их буду искать.
А на записи обвинения очень многих и очень известных лиц в уголовных преступлениях. Такое они не прощают.
Я жить хочу. Мне еще кучу детей кормить..."
Из комментариев:
"и ведь на следующих вьіборах народ опять проголосует за Единую Россию - вот, что страшно"
Или за мелкого уголовника Януковича, или за Бацьку, и за всех остальных.
И ведь есть множество молодых людей лет 25-30ти, которые по каким-то причинам искренне полагают, что "свобода" и демократия" 90х - это источник всех нынешних бед стран бывшей Советской Империи. У меня сейчас соседка такая, ей 28, и я постоянно кусаю себя за локти, чтобы не затеять идеологический спор - трудно жить, когда за стенкой спит идейный враг. И в комментариях в ЖЖ то и дело вижу ее коллег.
А ведь было-то все наоборот - и причины, и следствия.
Сравните, например, эти два текста. No 1 - цитата из блоггера-пожарника-добровольца, несколько-дневной давности:
"Замечу только, что поразили две вещи:
1. Полное распи*дяйство, некомпетентности и трусость со стороны властей и лижущих им жопу.
2. Самоотверженность, профессионализм и хладнокровие рядовых пожарных. Я видел, как они там работают. Четко, слаженно, ни одного лишнего слова, ни одного лишнего движения. Все четко, отработано и молниеносно.
[после встречи с бежавшими из мест пожара погорельцами:]
И тут они мне такое рассказали……
Я даже не сразу сообразил включить камеру. Она лежала у меня между сидений объективом назад….
Весь смысл я понял, только когда в третий раз просматривал запись…..
Это ни показывать, ни рассказывать нельзя.
Иначе просто рушится все наше представление о всей нашей стране и людях в присосавшихся в ней к власти….
То, с чем мы все сталкивались до этого, то что мы слышали, от друзей, знакомых, источников приближенных и сведущих, об этом можно забыть.
Это так, снежная пыль на вершине айсберга….
Все нутро этих тварей становится видно, когда они начинают спасать свою шкуру…
Теперь я думаю, что делать с этой записью, как опубликовать, чтобы и себя не подставить и людей…..
Если не придумаю, сотру нахрен…."
И текст номер 2 - бурно обсуждавшиеся в канун майских праздников мемуары Николая Николаевича Никулина "Воспоминания о войне" (кто еще не читал - текст легко гуглится).
"На войне особенно отчетливо проявилась подлость большевистского строя. Как в мирное время проводились аресты и казни самых работящих, честных, интеллигентных, активных и разумных людей, так и на фронте происходило то же самое, но в еще более открытой, омерзительной форме.
Одному генералу, командовавшему корпусом на ленинградском фронте, сказали: «Генерал, нельзя атаковать эту высоту, мы лишь потеряем множество людей и не добьемся успеха». Он отвечал: «Подумаешь, люди! Люди — это пыль, вперед!» Этот генерал прожил долгую жизнь и умер в своей постели.
А после войны стали выпускать книги, в которых все передергивали, все оправдывали, совершенно забыв подлость, мерзость и головотяпство, составлявшие основу фронтовой жизни. Вместо того, чтобы честно разобраться в причинах недостатков, чему-то научиться, чтобы не повторять случившегося впредь, — все замазали и залакировали. Уроки, данные войной, таким образом, прошли впустую. Начнись новая война, не пойдет ли все по-старому? Развал, неразбериха, обычный русский бардак? И опять горы трупов!
Бедные, бедные русские мужики! Они оказались между жерновами исторической мельницы, между двумя геноцидами. С одной стороны их уничтожал Сталин, загоняя пулями в социализм, а теперь, в 1941-1945, Гитлер убивал мириады ни в чем не повинных людей. Так ковалась Победа, так уничтожалась русская нация, прежде всего душа ее. Смогут ли жить потомки тех кто остался? И вообще, что будет с Россией?"
Итак, все это уже было, в том же виде и в те же советские времена. Можно еще вспомнить Чернобыль, который тоже случился в "додемократические" времена - кто и как там умирал, и кто и за что получал льготы и правительственные награды, а главное - какая информация о безопасности была предоставлена населению. Собственно, ЧП и катастрофы во времена "демократические", паттерн поведения в них власти, большинства людей, именуемого "народом" и реальных героев, которым в силу
Рыба у нас сгнила с головы гораздо раньше; когда произошел этот трагический для страны перелом в душах людей - я, честно говоря, не знаю, но что не за последние 19 лет - это точно. Но версии у меня есть.
Только не говорите, что спасать свою шкуры первым делом и жить по принципу "кому война, а кому и мать родна" было характерно во времена для всех народов. Было, но не всегда и не для всех, а уж чтобы сии принципы попали в ранг национальной политики - это вообще, наверное, только нам удалось.
Ведь были же 300 спартанцев и царь Леонид, который сам махал мечом в битве и умер вместе со своими солдатами. ОК, может, это давно было и все переврали, как обычно? Ну еще навскидку вспомнился "Титаник", не фильм с Ди Каприо, а реальная история - по статистике, среди погибших было 90% мужчин и 10% женщин, и капитана среди выживших тоже как-то не оказалось. Думаю, количество женщин среди пассажиров было все же существенно выше, чем 10%. Все это значит, что мужчины, начиная с капитана, добровольно и по общему молчаливому согласию уступили места в спасательных шлюпках женщинам и детям, а не стали любой ценой бороться за свое выживание (представляете такое сейчас, с пассажирами родом из нашего отечества, а?)
Где-то на каком-то этапе истории России произошло массовое гниение рыбы - естественный отбор стал работать наоборот, и во власть стали попадать преимущественно люди с идеологией, далекой от мыслей о благе общества, или же считавшие, что ради этого самого блага не грех сгноить некоторый процент населения, причем лучше тех, у кого есть что забрать.
И этот процесс на этой территории продолжается и до сих пор только набирает обороты.
Эпилог... из того же блоггера:
"Запись стер. После консультации с людьми, которые в теме.
Сама запись ни чего не даст. Нужны свидетельские показания, а где я сейчас их буду искать.
А на записи обвинения очень многих и очень известных лиц в уголовных преступлениях. Такое они не прощают.
Я жить хочу. Мне еще кучу детей кормить..."
Из комментариев:
"и ведь на следующих вьіборах народ опять проголосует за Единую Россию - вот, что страшно"
Или за мелкого уголовника Януковича, или за Бацьку, и за всех остальных.
no subject
Date: 2010-08-10 10:54 pm (UTC)В третьем детей и женщин выжило меньше половины.
Американцев выжило больше, чем британцев во всех классах. И капитан был брит. Так что ты права - народы разные.
no subject
Date: 2010-08-10 10:56 pm (UTC)Какие у тебя версии, расскажи, интересно. То что не за последние годы - уж это точно. За последние годы, благодаря "свободе", полезло все это просто наружу.
На самом деле, не впадай в крайность идеализирования "не нашего". Я читала книгу про Титаник когда-то давно, так вот там очевидцами описывалось, что были те, кто расталкивал женщин локтями и топтал ногами, чтобы пробраться к шлюпкам. Там не все добровольно уступали, а просто порядок был, что женщины и дети спасаются первыми, сначала из 1го класса, потом остальные :-). Потом мужчины также. А на всех шлюпок не хватило из-за непредусмотрительности. Потом за это правило "1ый класс сначала" многим было стыдно :-((.
Вообще, в этом мне видится частично извечный конфликт между инстинктом самосохранения и естественным отбором, без которого род человеческий не выживет, и цивилизованностью. Последняя вторична, поэтому в ситуациях жизни и смерти ей часто пренебрегают. Но в целом я с тобой согласна, что разложение влати в России дошло уже до крайнего предела и все мы знаем множество примеров этого из жизни. Мне просто интересно, чем все это вообще кончится
no subject
Date: 2010-08-10 11:06 pm (UTC)Про Титаник - да, согласна.
Говорят, что толкались и топали большей частью американцы.
no subject
Date: 2010-08-10 11:10 pm (UTC)Да, Америка и переживет Старый Свет. Это вполне закономерно :-((
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-08-10 11:26 pm (UTC)Версия "моя" очевидна, и вобщем-то совпадает с версией, изложенной Никулиным - десятилетия естественного отбора в пользу не самых нравственно-продвинутых и интеллектуально-развитых членов общества не могли не пройти бесследно. "Клим Чугункин!" Нельзя все разрушить до основанья, и потом вырастить на месте разрушенного райские кущи, и когда становится "всем" тот, кто был "никем" - это тоже не приводит ни к чему хорошему.
Эх, все то же самое говорила мне моя бывшая учительница сольфеджио ночью на кухне ее "хрущевки", когда мы, ее ученики, помогали им складывать вещи в эмиграцию:-). А было дело 20 лет назад, и даже "демократии" у нас толком еще не было.
no subject
Date: 2010-08-10 11:32 pm (UTC)no subject
Date: 2010-08-10 11:50 pm (UTC)Мне кажется, корни уходят намного-намного глубже, чем 1917 год. В обозримом прошлом - в крепостное право, конечно же. Было же около 80% населения крепостных? Или я путаю? Потом легко просчитать, что произошло за последующие годы с другими 20% и сколько от них осталось. А вообще, если начать задавать вопросы, почему крепостное право так долго просуществовало именно в России, почему многие другие вещи случались именно с Россией? Почему свободолюбие и самоуважение так неразвито в людях? Почему одни "придумали" Протестантство века назад, а другие в 21 веке рады вернуться в Православие и делать, как батюшка скажет? Да и эта самодеструктивная черта, которую мы тут обсуждали?
Вообще, я считала разговоры о том, что "Россия особенная", оправданием раздолбанности, пока не уехала из России. А теперь я абсолютно верю, что Россия действительно очень другая и это где-то очень глубоко :-)
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:да.
From:Re: да.
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-08-11 06:18 am (UTC):(
no subject
Date: 2010-08-11 06:46 am (UTC)пгнятно, ято я немного не о том, что в втоем заглавном посте. но конечно не всем и не всегда война-мать родна.
что касается власти - мне кажется, что толку говорить, ВЕДЬ ВИДНО ВСЁ! птицу видно по полёту.
то что в стране происходит.. глубину кризиса, я думаю не все видят, но то что происходит что-то очевидно недоброе - многим ясно.
коррупция = норма. голова у рыбы тухлая? Ань, дык и рыба впридачу к томуж еще мутант. :(
no subject
Date: 2010-08-11 07:44 am (UTC)Навеяло Никулиным ("Подумаешь, люди")
Date: 2010-08-11 07:30 am (UTC)НА СМЕРТЬ ЖУКОВА
Вижу колонны замерших звуков,
гроб на лафете, лошади круп.
Ветер сюда не доносит мне звуков
русских военных плачущих труб.
Вижу в регалиях убранный труп:
в смерть уезжает пламенный Жуков.
Воин, пред коим многие пали
стены, хоть меч был вражьих тупей,
блеском маневра о Ганнибале
напоминавший средь волжских степей.
Кончивший дни свои глухо в опале,
как Велизарий или Помпей.
Сколько он пролил крови солдатской
в землю чужую! Что ж, горевал?
Вспомнил ли их, умирающий в штатской
белой кровати? Полный провал.
Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? "Я воевал".
К правому делу Жуков десницы
больше уже не приложит в бою.
Спи! У истории русской страницы
хватит для тех, кто в пехотном строю
смело входили в чужие столицы,
но возвращались в страхе в свою.
Маршал! поглотит алчная Лета
эти слова и твои прахоря.
Все же, прими их - жалкая лепта
родину спасшему, вслух говоря.
Бей, барабан, и военная флейта,
громко свисти на манер снегиря.
Много всего в этом стихотворении.
no subject
Date: 2010-08-11 07:58 am (UTC)Я не совсем верю, что в других (демократических) странах, политики все насквозь нравственны и высокоморальны. Мне кажется, такой человек изначально будет подальше держаться от политики (а может, это во мне российское что-то говорит :)). Но в этих других странах у общества хватает сил организоваться так, что все-таки работает accountability за безнравственные поступки. Потому что это на пользу обществу. Что на пользу российскому обществу?
no subject
Date: 2010-08-11 09:22 am (UTC)Нет во многих русских индивидуализма, прагматичности, умения планировать, амбиций, инициативы, оптимизма, уважения к себе и другим. А ведь это те качества, из которых этот средний класс и складывается исторически.
Я тоже не строю особых иллюзий, что люди такие уж разные сами по себе изначально. Просто здесь вся система юридическая и политическая намного более демократична и устойчива ко всяческим нарушениям, их изначально намного труднее совершить из-за лучшего независимого контроля, а потом за них наступит расплата почти неминуемо. И когда это происходит десятилетиями, то и культура меняется, люди уже другие становятся.
Возьми недавний случай, когда какой-то босс из Хоумофиса продвинул анкету бейбиситтера своей любовницы на верх списка, т.е. чтобы она была рассмотрена быстрее. И его собственная секретарша доложила об этом его начальству и ему пришось уйти в отставку. Обрати внимание, что он не давил, чтобы ее дело было решено положительно, а просто немного помог ей, чтобы его рассмотрели быстрее. Кому из русских ни расскажу эту историю, она вызывает реакцию "ну у вас там совсем люди уже сдурели, на собственного босса за такую ерунду стучать". Вот поэтому так все и есть в России, что люди говорят, как они хотят жить в правовом обществе, но не понимают, что не может быть так, чтобы было немножечко честно и немножечко нечестно для избранных. Если человек посажен следить за соблюдением закона, то к нему особое внимание, чтобы он этот закон не нарушал. Люди про правовое общество постоянно говорят, но они к нему абсолютно не готовы
no subject
Date: 2010-08-11 09:45 am (UTC)no subject
Date: 2010-08-11 10:33 am (UTC)Все про экономические причины понятно. Мы немножко, возможно, расходимся в том, что я считаю, что причины еще глубже. Вот, например, почему так много территории? Куда хапали? Зачем? Понятное дело, что можно найти экономические причины того, что в Нидерландах капитализм стал появляться в 16 веке (или когда там? Но очень рано), а в России гораздо позже. Кстати говоря, вопрос географии возникает очень отчетливо - возможно, мы все такие от нашей широкой природы, а экономически наше хозяйство не может не быть экстенсивным, отсюда такое все время запоздалое, догоняющее развитие. Едешь по России и видишь - наши дома - не дома, а какие-то времянки. Потому что пространства так много, что в любой момент можно переместиться на новое место. И так далее. А вообще я думаю, что все еще сложнее. Сознание, не бытие. Мы сами. Нам не жаль себя, не жаль нашего труда и не жаль среды.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-08-11 09:29 am (UTC)В 1818 году предпринимается вторая попытка - Александр 1 "продавливает" решение о выкупе крестьян за счет государства. Надо ли комментировать результаты? Правильно, государственные чиновники саботировали это решение. Вторая попытка сорвана.
Однако, в Латвии и Эстонии крестьян 1804-05 г освобождают с передачей земли. Барщина и оброк выросли конечно в разы. Но это был результат.
И лишь в 1861 году удается сдвинуть дело с мертвой точки. Вы думаете было народное ликование? Ошибаетесь. Крестьяне сопротивлялись до последнего. Свобода представляла собой современную "ипотеку", которая выдавалась на 49 лет. То есть, крестьянин, получая у помещика землю попадал "на счетчик", пожизненный причем.
Все это взорвалось в 1917 году. При этом Ленин люто ненавидел выбившехся крестьян, считая их главными врагами, подлежащими беспощадному уничтожению. Не помню точно цитаты, но крепкого хозяйственника - который в принципе и должен был стать становым хребтом среднего класса в России 20 века - Ленин называл "крепко держащимся за свой навоз".
no subject
Date: 2010-08-11 10:53 am (UTC)Свобода = ответственность. Поэтому и такой возврат к религии наметился с освобождением от коммунистов - хочется людям, чтобы кто-то им говорил "как правильно", чтобы самому думать ни о чем не надо было
Грустная, очень грустная страна :-((
no subject
Date: 2010-08-11 11:11 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-08-11 12:44 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2010-08-11 09:33 am (UTC)Ровно это организуют и власть имущие для своих семей, кстати;) и все, кто может.
Потом можно сидеть где-нибудь в ЛондОне;)) и рассуждать о судьбах России,ужасаться и строить схемы, как бы это ее можно было бы обустроить.... ;-)))
no subject
Date: 2010-08-11 10:13 am (UTC)no subject
Date: 2010-08-11 10:59 am (UTC)no subject
Date: 2010-08-11 11:18 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2010-08-13 05:21 pm (UTC)no subject
Date: 2010-08-17 02:15 pm (UTC)